Сегодня очень много говорят о новой концепции исторического образования.
Историко-культурный стандарт, который содержит
принципиальные оценки ключевых событий прошлого, основные подходы к
преподаванию отечественной истории в современной школе с перечнем рекомендуемых
для изучения тем, понятий и терминов, событий и персоналий. Историко-культурный
стандарт представляет собой научную основу содержания школьного исторического
образования и может быть применим как к базовому, так и к профильному –
углубленному уровню изучения истории и гуманитарных дисциплин
Концепция направлена на повышение качества школьного исторического образования,
развитие компетенций учащихся общеобразовательных школ в соответствием с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)
основного общего и среднего (полного) образования, формирование единого
культурно-исторического пространства Российской Федерации. Реализация Концепции
предполагает не только подготовку учебно-методического комплекса, состоящего из
учебной программы курса, учебника, методических пособий, книг для учителя, комплекта
карт, электронных приложений, но и формирование единого научно-образовательного
пространства в сети Интернет. Реализация концепции потребует от нас пересмотра
подхода к процессу обучения истории — процессу передачи знаний. Поэтому сегодня
важно обсудить не только будущий конкурс учебных материалов и линейки
учебников, но и подходы к модернизации гуманитарного образования, в основе
которого, конечно же, прежде всего, лежит историческое образование. В историко-культурном стандарте мы увидим значительное
количество тем, понятий, терминов, касающихся культуры.Многофакторный
подход, чтобы и учащиеся, и учителя видели, что история
состоит из самых разных факторов, влияющих на процесс. Мы этоупотребляли
в качестве формулы того, что история не бывает и не должнабыть
чёрно-белой. История, чтобы учащиеся поняли, состоит из разных тонов,
полутонов, оттенков, характеров и так далее. В концепцию введено больше
материала по истории повседневной жизни, это так и названо -"человек
в истории". Такой антропологический подход, мне кажется, тоже составляет
новацию, которая раньше не присутствовала в учебниках так значительно.В концепции несколько по-новому показан весь период
феодальной раздробленности — не как некая неразбериха в
развитии Древнерусского государства, а определённый этап на пути к
централизации.XIX-го век Мне идёт хронологически, по нашим императорам, но
блоки имеют смысловой характер. То есть это называется прямо так
- государственныйлиберализм Александра Первого, государственный
консерватизм Николая Первого, великие реформы Александра Второго.Что касается революции то в концепции предлагается в
качестве некой новации аналогия с французской революцией - Великая
российская революция 1917 года, которая включает весь процесс.
На опыте французской революции уже давно принято, что это большое событие
включает несколько лет. Также сделано здесь: 1917-1921 год, окончание
Гражданской войне"сталинский социализм- "советский вариант модернизации. Мы
- единственная страна в мире, в которой в школе в полном объёме преподаётся
не только отечественная история, но и всеобщая. Во всех странах
мира акцент на национальную историю, это правда, особенно в Соединённых
Штатах, но Россия должна гордиться тем, что она в школе дается
полный и широкий спектр — от античности до наших дней.Но
теперь надо синхронизировать и оценки, чтобы они всё-таки соответствовали
друг другу, чтобы не получалось, что у нас есть разрыв в преподавании
отечественной и всеобщей истории. Поэтому сейчас задача состоит
и в этом.. Безусловно, утверждение концепции учебно-методического
комплекса не ставит точку в дискуссии и дискуссия вокруг
истории, отечественной истории, она продолжается, и она, конечно, будет
продолжаться.
|